• iqmena

Кубла Устюрт. Одинокий поселок на каменном плато

Дорога к Аральскому морю проходит через этот необыкновенный населенный пункт. Кубла-Устюрт, он же Комсомольск на Устюрте в советском прошлом. На ровном, как стол Устюрте, маленькая группа домиков видна издалека. Совершенно шокирующе в этой пустыне выглядит заброшенная взлетная полоса перед домами.
Все путешествующие по Устюрту, останавливаются здесь чтобы сделать эффектный снимок. Некоторые заходят в домик на окраине, чтобы испить верблюжьего молока. Редко кто посещает сам странный поселок, все торопятся до заката добраться в юртовый лагерь на Арале. Мне повезло. Наш маршрут бы рассчитан так, что у нас была возможность провести пару часов отдыха в Кубла-Устюрт.


Фото Евгения Скляревского. На фото - я на взлетной полосе возле Кубла-Устюрт

Collapse )
  • ktaara

Выставка "Сокровища культурного наследия Узбекистана". Часть 2. Глиняная игрушка


  Эх, что-то совсем я замоталась. Полтора месяца уже прошло с посещения выставки в Музее декоративно-прикладного искусства, а я только про ляганы рассказать и успела. А ведь там были еще сокровища - например, глиняные свистульки-хуштак из маленького кишлака в Гиджуване - Уба.
  Я влюбилась в них еще тогда, когда впервые прочитала замечательные статьи Лилии Николенко (iqmena):

http://azu.uz/assorty/art/art_detail.php?login=yes&ID=2351&sphrase_id=920272
http://azu.uz/assorty/art/art_detail.php?ID=2784&sphrase_id=1035847

  Эти, на первый взгляд простоватые, игрушки-свистульки на самом деле совершенно уникальны. В археологических раскопках находят глиняных зверей, птиц, драконов, всадников... Им полторы тысячи лет, а кажется, что они сделаны теми же мастерами, которые слепили вот эти, на фото.
Collapse )
  • Current Mood
    artistic
baraktam
  • iqmena

Кубаро Бабаева. История узбекского дракона

Я в очередной раз вернулась с выставки в офис.
- Что ты купила? Покажи? – встрепенулись коллеги, зная, что я обязательно что-то куплю.
- Вы будете смеяться, - говорю я,- вам не понравится. Это очень странная штука.
- Да, ладно, покажи, посмеемся, - настаивают они
Я извлекаю из сумки глиняную фигурку, заботливо завернутую в газетку. Извлекаю её и ставлю на свой стол.
- Вот! Она только выглядит такой простой.. - я уже собираюсь рассказывать «почему», оправдываться и обосновывать. Но возгласы восторга и восхищения прерывают меня
- Ты чего нам всем такие не купила! Хоть бы позвонила, сказала. Такое чудо!...
- Вам правда нравится? Вы не смеетесь?
- Да ты что! Это так здорово!
- Ты домой его не уноси, ладно? Пусть здесь стоит.
Глиняная пестрая фигурка так и стоит на моем рабочем столе. И судя по тому, что каждый раз она перемещается в разные места, её трогают и берут в руки. А я и не возражаю. Это действительно магическая вещь. И я только рада, что она нашла свое место.




Collapse )

Глиняные игрушки из Узбекистана и Таджикистана (семейная коллекция)

Любите ли вы глиняные игрушки-свистульки так, как люблю их я? Вполне вероятно. Но с моей мамой вам не сравниться. Она еще во времена СССРа много лет их собирала, привозила из любых поездок, покупала в  специальных магазинах, на ярмарках. И все знали, глиняная свистулька  - отличный подарок маме на любой праздник ;), Я выросла среди шкафов-витрин, в которых стояли (тщательно подписанные, и внесенные в каталог) игрушки из разных мест. Там были и хорошо (?) вам знакомые дымковская, филимоновская, каргопольская игрушки. Но встречались и странные Чудища, сказочные Драконы, неведомые Птицы .Я уже показывала в ЖЖ кое-что из Дагестана (балхарская керамика). А сегодня дивное зверье из Узбекистана и Таджикистана. Дополню свои фотографии некоторыми образцами из интернета (с соответствующими ссылками). По времени это средне-поздний СССР, сейчас гораздо меньше мастеров. Будет очень жаль, если традиция прервется.

Хуштак, так называют эти игрушки в Узбекистане. Археологи находили почти такие же, только возрастом около 1000 лет.
Откуда же такая традиция? Говорят еще из зороастризма. Обрядовые игрушки, обереги, пишут  так. Лично я  не вижу в них глубокого сакрального смысла, передо мной сказочный, фантазийный сюжет, ну ладно, пусть...еще образ Защитника. Скорее для детей, а не для отправления культа. Тотем? И его не вижу. Вот весенний дождь на праздник вызывать свистом, это я могу понять с натяжкой :) Не более. В другом месте читала, что у многих игрушек на шее надрез  - мастер символически убивал своё "чудище", чтобы в него не вошли злые духи хороши защитнички.
Почти все названия списаны с этикеток. Вот такие у них там львы, кошки, лошади и прочие. :). Буквой "с". я обозначаю населенный пункт - село, кишлак и др.
Лев. Хамро Рахимова. С.Уба. Узбекистан

Collapse )

Деревня Чистый дор

Пожалуй самые южные проявления северной русской деревянной архитектуры, да и атмосферы в целом мне удалось найти в деревни Чистый дор, что в 500 км от Москвы.
В этой деревни, почти нет обычных сельских домов средней полосы России (в деревнях чуть южнее во основном только такие и стоят), вся состоит из характерных северных домов. Деревня на момент лета 2013 года многолюдна.
В Чистом доре стоит одна из самых южных древних деревянных церквей

Чистый Дордеревня в Кирилловском районе, Вологодской области.
Находится в 4 км от трассы Р-5 (Вологда - Вытегра).
По переписи 2002 года население — 26 человек. Всё население — русские.
Название "дор" означает участок в лесу (бору), расчищенный под поле.


IMG_0480

Деревянная церковь Святого Николая Чудотворца (1767).

IMG_0481

Collapse )

Про мазыкскую игрушку, топорную работу и двух мастеров из Тобольска




"Здравствуйте, я блогер и еду к вам в город. Куда в Тобольске можно пойти, с кем познакомиться?", - примерно так написала в сообществах "Жемчужины Сибири". Ответили мне немногие, но, оказывается, запомнили те, с кем встреча должна была состояться.

Не спрашивайте, как удается находить людей с редким ремеслом. Сдается, кто-то меня к ним постоянно приводит. На этот раз - к Антону Козлову, мастеру, который вносит свой скромный вклад в сохранение мазыкской игрушки. Таких мастеров по России от силы 60, выставки у них проходят невероятно редко, потому что...

Если вы о такой игрушке никогда не слышали, советую глянуть запись до конца, расскажу много интересного.
Collapse )

Балхарская керамика

Мама моя собирает глиняные игрушки. И среди прочих, совершенно замечательных, есть в коллекции и странные фигурки фантастических зверей из дагестанского села Балхар. Какие-то совершенно непонятные существа нежных цветов со странным неярким орнаментом. Они похожи на персонажей каких-то непридуманных еще сказок :) Я сфотографировала три имеющиеся у нас (собственно фотографии были сделаны на бегу, так что прошу меня простить за качество). Я надеялась  поместить сюда еще картинки из интернета, дополняющие "зверинец", но обнаружила что их попросту нет. Т.е. балхарская керамика есть, а удивительных животных нет. Видимо из-за отсутствия спроса, мастерицы начали делать просто бытовые зарисовки (тоже очень неплохие, но... все же не совсем то) и стихийное творческое начало ушло в подполье. Надеюсь не насовсем.  Впрочем покажу и их. А также, чтобы два раза не вставать пусть и кувшины-блюда тоже здесь будут :).
Теоретическую часть я помещу в самый конец, так как ее никто не читает.
Сначала мамины :)


Collapse )

Небольшой ликбез по архитектурным стилям. Часть 6: Шатровая архитектура Руси


АРХИТЕКТУРНЫЙ ЛИКБЕЗ

ЧАСТЬ ШЕСТАЯ

    Наверное, главной причиной строительства на Руси деревянных шатровых церквей в том, что в дереве трудно передать необходимый элемент православного храма византийского типа - купол. А конструкция деревянного шатра намного проще.
    Впрочем, в среде искусствоведов существует гипотеза, что строительство шатровых храмов может быть связано с тенденцией вертикализации культовых сооружений, что характерно для западноевропейской готики.
    Хотя этот вопрос и остается спорным, запрет патриарха Никона строить в России шатровые церкви, вполне может служить некоторым аргументом в пользу этой гипотезы.

    Вероятно, самым известным шедевром шатровой архитектуры является церковь Вознесения в Коломенском, построенная в 1528 - 1532 годах Петром Франческо Анибале (Петром Фрязиным, или Петроком Малым) - автором крепостной стены Китай-города.





    Заметьте, опять итальянец!
    Можно ли при этом говорить о пресловутой "культурной изоляции" России от Европы вплоть до Петра I?

    Кроме архитектурного обозрения в этой части вы сможете прочитать о загадочной истории авторства собора Покрова на Рву (знаменитого собора Василия Блаженного).


Collapse )

Небольшой ликбез по архитектурным стилям. Часть 7: От русского узорочья к русскому барокко


АРХИТЕКТУРНЫЙ ЛИКБЕЗ

ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ

  Одним из последних храмов, построенных в шатровом стиле, стал построенный в 1649 - 1652 годах храм Рождества Богородицы в Путинках (на Малой Дмитровке в Москве):






    И он же является великолепным образцом стиля, характерного для русской (прежде всего, московской) архитектуры XVII века, получившим название "русское узорочье".
    Этот стиль примечателен своими затейливыми формами, обилием декора и общей живописностью силуэтов сооружений. Особенно интересны в русском узорочье резные наличники окон, многоярусные кокошники по сводам, витые столбики и полуколонны, а также всегда обращающее на себя внимание совершенно роскошное крыльцо.


Collapse )